Выборы в органы местного самоуправления. Будущие муниципальные депутаты: кто они такие? Кандидаты в муниципальные органы

Муниципальный депутат – это не только ремонт в подъезде, переход на улице и обрезка деревьев. Все эти вещи, безусловно, важны, однако с ними может справиться и обычный житель района. Да, зачастую этого добиваться он будет дольше, потратит больше нервов и времени, но стоит ли ходить на выборы, чтобы выбрать себе обычного помощника по дому? Полномочия муниципального депутата существенно шире, хотя мало кто в Москве и в России ими пользуется.

Одна из важных вещей, которую может и должен делать депутат – это помогать кандидатам в главы регионов (в случае Москвы – в мэры) проходить муниципальный фильтр. Не собрав определенное число голосов депутатов, кандидат не может зарегистрироваться на выборах. Так произошло этим летом с мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, собиравшимся выдвинуться в губернаторы Свердловской области. Местные депутаты-единороссы просто не дали ему, пользующемуся огромной народной поддержкой, свои голоса.

Вертикаль власти в России начинается здесь:
на муниципальном уровне.

Статус муниципального депутата позволяет решать множество проблем, далеко не ограничивающихся ремонтом в подъездах: эти народные избранники (пусть людей, голосовавших за них, относительно немного) могут писать официальные запросы в различные ведомства, требовать от чиновников ответа и, при знании своих прав и обязанностей, работать крайне эффективно.

Другое дело, что пока все это работает лишь на словах. К муниципальным выборам интерес крайне низок, явка редко превышает 10%, и попадают в районные советы лишь те, кого на эти места выдвинет исполнительная власть – то есть те самые чиновники, которых депутат должен контролировать. Директора школ, главврачи поликлиник, руководители других бюджетных организаций: у них у всех хватает своих забот на работе, и отсиживание заседаний районного совета становится для них обузой. Поскорее единогласно проголосовать и разойтись по домам – вот так устроено типичное заседание местных депутатов.

Впрочем, это еще лучший вариант. Зачастую они одобряют коррупционные схемы глав районов, а попытки обычных жителей прийти на эти заседания уже много раз оборачивались скандалом: сами заседания поскорее сворачивали, жителей выставляли, а то и вовсе вызывали полицию. При этом по закону заседания являются открытыми.

Сейчас к московским выборам 10 сентября прикован небывалый прежде интерес. Во-первых, на них решается судьба мэрского кресла и лично Сергея Собянина: будет ли у него конкурент на выборах следующей осенью. Во-вторых, в Москве могут появиться несколько сотен независимых депутатов с широкими полномочиями, которые поставят под контроль самые разные дела мэрии. Понятно, что московской власти этого очень не хочется.

Тем не менее, на выборы идут более тысячи независимых кандидатов – происходит то, чего никогда не бывало не только в Москве, но и во всей России. Люди, объединенные общими демократическими взглядами и целями хотят не просто вернуть власть над городом самим горожанам, но и начать перемены в России с Москвы.

При этом, конечно, не забыв ни о подъездах, ни о переходах, ни о лавочках. Одно другому не только не мешает, но и наоборот: без порядка в малом никогда не настанет порядок в большом.

Демократическая оппозиция в Москве, по предварительным данным, получила около 200 мест в муниципальных собраниях города. Об этом сообщил бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков, проект которого выдвинул около 1000 человек в муниципальные депутаты города. Выборы в столице проходили в 125 районах, кандидаты претендовали на 1502 мандата.

Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов после обработки 25% протоколов избирательных комиссий заявил, что итоговая явка на выборах в столице составит 14–15%.

Выборы в России прошли при рекордно низкой явке

Представители партии власти победили почти повсеместно

Оппозиционеры, которых поддержал Гудков и которые выдвигались от партий «Яблоко», «Парнас», КПРФ либо шли самовыдвиженцами, получили большинство в нескольких районах города. По предварительным данным, это Аэропорт, Левобережный, Тимирязевский, Хамовники, Якиманка, Тверской, Сокол, Черемушки, Коньково, Ломоносовский, Академический, Марьина Роща, Зюзино. В Гагаринском районе Москвы, где расположена УИК № 2151, на которой голосовал президент Владимир Путин, все 12 мест в совете муниципальных депутатов получили яблочники.

По словам пресс-секретаря партии «Яблоко» Игоря Яковлева, в Москве одержал победу 181 кандидат от партии «Яблоко» в 51 районе, большинство же партия получила в шести районах города. Команда движения «Солидарность» под руководством оппозиционера Ильи Яшина, которая выдвигалась в Красносельском районе, также получила большинство в муниципальном совете. У команды Яшина семь мандатов, у «Единой России» – три. «В обоих округах первые места наши. Полный разгром единороссов», – написал Яшин. Журналист Илья Азар, который был кандидатом в муниципальные депутаты по району Хамовники, сообщил, что он занял первое место по 1-му округу, а «Единая Россия» не прошла в совет муниципальных депутатов.

«Успех во многих районах Москвы – это совместный результат – доверие активных москвичей и активная работа кандидатов», – говорит глава избирательного штаба «Яблока», зампред партии Николай Рыбаков.

В районе Зюзино оппозиция также получила большинство. Кандидат в муниципальные депутаты по району Зюзино Константин Янкаускас говорит, что на юго-западе Москвы шесть районов взяли оппозиционеры. «История с муниципальными депутатами, которая началась пять лет назад, вышла на новый уровень. Люди освоились и смогли провести команды. Думаю, что это изменит политический процесс в городе, поскольку советы депутатов обладают большим количеством совещательно-контролирующих полномочий и независимые депутаты будут их использовать», – отметил он. Янкаускас говорит, что впервые за долгое время оппозиции удалось мобилизовать на выборы так много людей: «То, что они пришли голосовать, несмотря на не самую интересную кампанию, означает, что накопилось большое раздражение по отношению к городским властям».

Благодаря курсу на чистые выборы в Москве по результатам выборов наглядно «воспроизвелся давно существующий в столице протестный пояс – это дуга, которая берет начало с таких районов севера, как Аэропорт и Сокол, проходит через ЦАО и ближайшие районы ЗАО и уходит на юго-запад», говорит политолог Александр Пожалов. «Такой пояс был виден и на выборах мэра Москвы, и на выборах в Госдуму, которые тоже не вызвали вопросов в плане легитимности», – говорит он. Явка в Москве оказалась на ожидаемом уровне, причем в более протестных районах и там, где оппозиция выставила активные команды, явка оказалась выше, приближаясь к 20%, говорит он.

По его мнению, одной из неожиданностей стали результаты КПРФ: «Имея более 200 депутатов до выборов, коммунисты сократили представительство в несколько раз, пропустив в советы как раз молодых новичков от «Яблока». Такой результат новых активистов, половина из которых только в этом году решила пойти в политику, – это символ запроса москвичей из протестных районов на новые лица». Он напоминает, что для прохождения муниципального фильтра в Москве нужно иметь депутатов в 110 районах города, для чего мэрии нужно было выиграть полностью 25–30 районов, чтобы оппозиция не могла самостоятельно пройти муниципальный фильтр на выборах мэра, поэтому «допускаю, что в 2018 г. оппозиции вновь придется обращаться к «Единой России» за помощью», добавил он.

Ко мне начинают поступать вопросы на тему «как стать муниципальным депутатом» в преддверии выборов, которые состоятся в сентябре 2017 года. Самое время задуматься - а может, и вам пойти в депутаты? Я горячо приветствую москвичей, которые желают стать муниципальными депутатами. Более того - я хочу сагитировать вас стать муниципальным депутатом. Для этого я решил написать серию статей о нашей работе.

Чем ближе выборы, тем больше вопросов будет поступать от потенциальных кандидатов. Чтобы не повторяться каждый раз, лучше я напишу статьи. Их прочтут москвичи, и надеюсь, эти статьи подтолкнут многих участвовать в выборах. Пусть это будет мой маленький вклад в повышение гражданской активности в районах столицы.

Я планирую 6 статей:

1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты.
2. Что делают муниципальные депутаты.
(Полномочия. Работа без полномочий. Работа с жалобами жителей.)
3. Как устроена местная власть.
(Совет депутатов. Аппарат совета депутатов. Управа. Префектура. Бюджет, деньги в районе.)
4. Участие в собраниях Совета депутатов.
(Регламент. Повестка. Голосования. Протокол. Депутатский запрос.)
5. Как стать муниципальным депутатом.
(Выдвижение. Расходы. Стратегия и тактика избирательной кампании)
6. Ответы на вопросы.

Сейчас, прежде чем я начну первую часть, хочу обратиться к действующим муниципальным депутатам. Коллеги! Присоединяйтесь! Давайте вместе начнем агитировать людей пойти в муниципальные депутаты. Глядишь, во многих районах появится настоящее, независимое от власти местное самоуправление.

Что мы можем:


  • Собрать в каждом районе группу независимых от власти кандидатов - людей живых, активных, заинтересованных в решении вопросов своего района.

  • Помочь избирателям узнать об этих людях.

  • Подготовить будущих депутатов, поделившись своим, уже 5-летним опытом.

Если вы поддерживаете мою идею, размещайте у себя в блогах и социальных сетях аналогичные призывы с предложением выдвигаться в муниципальные депутаты. (Можете брать мои статьи или использовать фрагменты из них).

Со своей стороны я обещаю информационную поддержку для кандидатов трех измайловских районов и Гольянова. Надеюсь, что в других районах действующие муниципальные депутаты поступят аналогичным образом. Все это будет способствовать повышению интереса к муниципальным выборам.

Итак, приступим к первой статье.

Часть 1. Зачем вам идти в муниципальные депутаты

В муниципальные депутаты идут те, кто хочет сам, непосредственно принимать участие в решении вопросов местного значения в своем районе. Если вам нравится общественная деятельность и вы неравнодушны к тому, что происходит за пределами вашего дома, то вам дорога в муниципальные депутаты.

Да, у нас, муниципальных депутатов, сегодня крайне мало полномочий (так уж устроено местное самоуправление в Москве). Все полномочия и финансы сосредоточены в управах. Но вас не должно это останавливать, если ваша задача - участие в жизни своего района. Тут главное активность. Скажу честно, даже статус депутата не самое главное в решении проблем. Однако в статусе депутата вы будете уже совсем по-другому относиться к происходящему вокруг, появится ответственность. И круг решаемых вопросов становится намного шире.

Что это даст лично вам? Поговорим о «пряниках»:
- Бесплатный единый проездной на общественный транспорт;
- Денежная компенсация в среднем 17500 рублей в месяц (может варьироваться в зависимости от принципов распределения средств между депутатами);
- «Корочка» и гордый статус депутата (бу-га-га);

Как видите, пряники невелики, но главное, моральное удовлетворение от общественно полезной работы, не правда ли? Плюс отличная школа жизни. Много чему приходится учиться: с людьми общаться, отстаивать свою точку зрения, бороться с нерадивыми чиновниками, говорить на публику, писать обращения, учить законодательство и т.д. и т.п. Такое саморазвитие.

Минусы:
- Свое личное время вы тратите не на себя и свою семью или свой бизнес, а на общественные вопросы и проблемы других людей;
- Вы постоянно натыкаетесь на то, что ваших полномочий не хватает для решения проблем. Даже любой мелкий вопрос, такой как цвет бордюра у вашего дома и уборка листвы - это не ваши полномочия по законодательству;
- Огромный пофигизм и пассивность людей (именно поэтому нам нужны активисты и я пишу эти статьи);

Местное депутатство - это не политика. Тут ее нет. Тут скамейки и уборка, капитальный ремонт домов и шлагбаумы. Разве что раз в пять лет кандидаты в мэры Москвы придут за вашей подписью на выдвижение. Если у вас цель заняться политикой, не идите в муниципальные депутаты, не тратьте свое время.

Если вы хотите баллотироваться только ради одного титула «депутат» и при этом не заниматься проблемами района (а таких депутатов полно в Москве), то это просто смешно.

Местное депутатство - это не управление районом (управляет управа). Вы лишь общественный контролер, который дергает чиновников со стороны исполнительной ветви власти, чтобы они лучше решали вопросы района.

Местное управление - это не распределение бюджета района, основные деньги проходят через управу мимо депутатов. Максимум что от вас требуется - согласовать, на что идут деньги управы.

Представим, что вы один независимый от власти депутат в районе. Многое ли вы сможете как депутат, когда вас легко по любому вопросу переголосуют единороссы? Немного.

Но представим, что вас, независимых, стало больше. Теперь вы сила! Представим, что вас стало больше половины депутатов в районе. О, жить станет лучше, жить станет веселее!

Появляются мощные рычаги:

1. Глава управы подотчетен совету депутатов, его можно сместить в случае проблем. И если у вас появляется такое влияние на исполнительную ветвь, сами подумайте, насколько проще становится решать районные вопросы.
2. Появляется косвенный контроль над «Жилищником» - а работа «Жилищника» это 50% жалоб жителей.
3. Никогда больше власть не пропихнет через независимый совет депутатов вопрос, против которого выступают жители: например, стройку в сквере или платные парковки.
4. У совета депутатов есть право законодательной инициативы: совет депутатов может направлять в Мосгордуму свои законопроекты. А Мосгордума обязана их рассматривать. Тем самым вы сможете формировать повестку по многим общегородским вопросам. И даже если едросы Мосгордумы будут против ваших инициатив, сам факт дискуссии очень важен.

На ближайших выборах надо стремиться независимым от власти кандидатам взять большинство в каждом районе Москвы. Тогда начнутся перемены, откуда их не ждали - снизу.

Ну и конечно, не забываем, что в 2018 году будут выборы мэра. Оппозиционному кандидату будет ой как не просто собрать более 100 подписей муниципальных депутатов (причем по одной подписи в каждом районе) для прохождения фильтра. Выборы муниципальных депутатов в 2017 году определят, сможет ли выдвинуться кандидат не от власти.

Теперь вы понимаете, как важно идти в муниципальные депутаты - и для вашего района, и для Москвы в целом. Надеюсь, мне удалось хоть немного вас заинтересовать. Подумайте. Может, такая общественная работа - как раз для вас!

Есть вопросы? Пишите в комментариях. Отвечу в следующих статьях.

Следующая статья "

Муниципальные выборы - это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право) и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Но глав муниципальных образований возраст может быть увеличен до 21 года, это определяется законами субъектов РФ (В Пермском крае именно 21 год). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума. обладают иностранные граждане при наличии международного договора (Казахстан, Кыргызстан, Беларусь, Туркменистан).

Лишены права выбирать военнослужащие, проходящие службу по призыву не по месту жительства.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации (Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Армения – референдум).

Лишены избирательного права лица, лишенные свободы, признанные недееспособными, также не могут голосовать военнослужащие по призыву по месту несения воинской службы.

Избирательный процесс.

1. Назначение выборов. Согласно ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования не ранее 90 дней и не позднее 80 дней до голосования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом по заявлению избирателей, избирательных объединений, органов госвласти региона, ОМСУ, прокурора не позднее, чем за 70 дней до голосования. Выборы проводятся в единый день для голосования (2 воскресенье марта и 2 воскресенье октября, кроме внеочередных).

2. Формирование избирательных округов.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Для выдвижения кандидаты должны собрать подписи в количестве, определяемым законом субъекта РФ, но не более 0,5%. В поселениях, где проживает менее 3 000 чел, а также в поселениях, в которых в представительном органы менее 15 депутатов применяется только мажоритарная избирательная система (одно или многомандатная).

Заградбарьер не может быть выше 5% и определяется законом субъекта РФ (в Пермском крае – 5%, причем как минимум 2 партии должны в совокупности набрать не менее 50% голосов избирателей). Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная (одно и многомандатная – не более 5 мандатов, кроме сельских поселений, где может быть и один 10 мандатный округ, причем количество голов равняется количеству наименьшего по количеству мандатов округа) избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная). В Пермском крае только мажоритарная и смешанная. В Тюменской области – пропорциональная. Избирательная квота в Перми естественная, в Тюмени – империалли.

4. Формирование избирательных комиссий – они являются органами местного самоуправления, но не входят в систему муниципальных органов. Члены избирательных комиссий формируются представительными органами в количестве 6-12 человек по представлению партий, представленных в Госдуме, заксобраниях, а также избирательных объединений и общественных организаций, представленных в представительном органе МСУ. От одной организации назначается по 1 члену, причем государственные и муниципальные служащие не могут занимать свыше половины мест. Срок полномочий членов избирательных комиссий – 5 лет.

5. Выдвижение кандидатов. В пропорциональной системе – избирательными объединениями и союзами. Само понятие "избирательное объединение" сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной "избирательной отдушиной" для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. Для выборов глав муниципальных образований и депутатов представительных органов, избираемых по мажоритарной системе избирательными объединениями кроме политических партий и их структурных подразделений могут быть общественные движения и организации. Если выборы проводятся по пропорциональной системе кандидатов выдвигает только политическая партия или ее структурное подразделение, но допускается создание избирательного союза с общественными движениями и организациями. В этом случае представителям общественных организаций гарантируется 15% в списке кандидатов.

В мажоритарной системе также возможно самовыдвижение. Партии и кандидаты от этих партий, не представленные в Госдуме, заксобраниях, представительном органе МСУ, собирают подписи (не более 0,5% от числа избирателей в округе. причем в Пермском крае подписей не должно быть менее 10 чел.). Избирательный залог отменен. Закон субъекта РФ может предоставить прав заявительного порядка регистрации в округах с численностью избирателей менее 10 000 чел.

6. Предвыборная агитация. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на гос или мун. службе, в СМИ должны уйти в отставку на время выборов (закон субъекта РФ делает исключения для округов менее 500 чел). Бесплатное эфирное время для кандидатов обязаны предоставить только муниципальные СМИ.

7. Голосование. Обычно с 8 до 20. Досрочное отменено – только в труднодоступных местностях. Предела явки нет. Возможны безальтернативное голосование (если это предусмотрено законом субъекта РФ, тогда за победителя должно проголосовать свыше 50% участников голосования). Голосование против всех отменено.

8. Подсчет голосов. Сначала в участковых комиссиях, те направляют протоколы в территориальные. Результаты подводят окружные. Итоги публикуются, возможно обжалование в суде (районном). Контроль за выборами ведут прокуратура, СМИ, наблюдатели.

В Пермском крае местные выборы регламентируются законом от 9.11.2009 «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области», законом от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц местного самоуправления в Пермской области»

Прямо сейчас в России идёт самая масштабная избирательная кампания за много лет (вдруг вы ещё не знаете!).

Уже скоро, в сентябре, в Москве состоятся выборы муниципальных депутатов, в 124 районах столицы (муниципальных округах) будет распределено 1517 депутатских мандатов.

Муниципальные депутаты – не те депутаты, которых вы привыкли видеть в интернете или по телевизору (за редким исключением) с очередной пачкой дурацких законов. Зато их вы наверняка встретите в троллейбусе по дороге на работу, в районном кинотеатре, в любимом кафе.

Большую и сложную кампанию по избранию независимых депутатов в муниципальные собрания Москвы сейчас координируют Максим Кац и Дмитрий Гудков .

Сейчас избираться готовы уже 1360 человек! Кто все эти люди?

Вы привыкли видеть в качестве депутатов серых мышей, которым ничего не нужно. Либо скучающие на заседаниях пресные лица, либо в лучшем случае "говорящие головы". Это та самая массовка, которая очно и заочно одобряет любое решение "партии", которая боится любых обсуждений и не готова отстаивать интересы горожан.

Наши кандидаты совсем другие – они такие же как вы. Смотрите сами!

Типичному независимому кандидату в депутаты 36 лет. В 76% случаев это будет мужчина, зато женщин много среди кандидатов старше 45 лет. Самому пожилому кандидату 81 год, это доцент МАИ, который хочет представлять Тверской район. И посмотрите, сколько совсем молодых людей идёт в депутаты! Даже те, кто только-только получил право быть избранным:

Особую решимость избираться в депутаты проявляют бизнесмены, среди них немало генеральных директоров. Очень много людей, готовых представлять свой район, среди студентов и пенсионеров. Наши кандидаты пишут приложения, водят троллейбусы, учат детей, проектируют здания, спасают жизни людей, служат в Минобороны и даже играют в кино! Между ними и остальными горожанами нет никакой "четвёртой стены".

Вот такие кандидаты у нас есть! Кстати, они всегда готовы ответить на ваши вопросы на The Question.

Видите, какие замечательные люди готовы работать в интересах города. Уверен, избираться в депутаты в такой компании (и тем более потом вместе работать в собрании) – одно удовольствие. Так что не стесняйтесь и тоже записывайтесь в кандидаты!

Прелесть муниципальных выборов в том, что шанс изменить ситуацию к лучшему есть у всех. Если ты работаешь на бюджетное учреждение и водишь троллейбус по улицам Москвы, ты всё равно можешь стать муниципальным депутатом. Если ты только учишься и подрабатываешь в фастфуде, тебе тоже ничто не мешает.

Сейчас нам нужны кандидаты в депутаты во всех районах Москвы. Но есть несколько районов, проблемных для нынешней кампании. Где-то просто не хватает кандидатов, где-то слабо работает координатор. Прежде всего это такие районы как Бирюлёво Западное, Чертаново Северное, Ховрино, Капотня. В районах Арбат, Басманный, Марьина Роща тоже не всё гладко. С полным списком "неблагополучных" районов можно . Но если вы хотите представлять любой другой район, не сдерживайте себя;)

Нам нужны новые независимые кандидаты, это очень важно! Регистрируйтесь в качестве кандидата, участвуйте в выборах и побеждайте!

А ещё тем, кто уже зарегистрирован, чтобы их допустили к выборам.

Муниципальный депутат может спасти Москву от