Построение ордеров в массах. Архитектурные ордера. построение энтазиса Что такое архитектурный ордер

Размеры и соотношения различных частей ордеров в массах достаточны для перехода к их изображению в деталях путем замены прямых и наклонных линий соответствующими профилями.

При вычерчивании деталей отдельных ордеров необходимо обратить внимание на некоторые части, которые разработаны очень сложно. Ими являются карнизы, ионическая и коринфская капители.

Для обеспечения устойчивости от опрокидывания свешивающейся части карниза в поддерживающей его части укладываются выпускные камни, называемые МОДУЛЬОНАМИ. Размеры их обычно следующие: ширина по фасаду – 1 модуль; свободный свес – несколько больше модуля; расстояние между модульонами – около 1и1/2 модуля.

Иногда вместо сильно выступающих и сравнительно крупных модульонов в поддерживающей части карниза применяется ряд мелких параллелепипедов, расположенных близко друг от друга и называемых ЗУБЦАМИ и СУХАРИКАМИ.

В зависимости от наличия в поддерживающей части карниза зубцов или модульонов дорический ордер имеет две разновидности: с зубцами и с модульонами. В ионическом ордере в поддерживающей части карниза имеются только зубцы, а в коринфском – и зубцы и модульоны в виде кронштейнов.

Профили архитектурных ордеров состоят из отдельных элементов, называемых ОБЛОМАМИ. Обломы бывают прямолинейные и криволинейные. К прямолинейным обломам относятся: пояс, полочка и плинт. Криволинейные обломы могут быть простые, описанные из одного центра, и сложные, описанные из двух центров. К простым обломам относятся: вал прямой и обратный, четвертной вал, прямая и обратная выкружк. К сложным – прямой и обратный гусек, прямой и обратный каблучок, скоция. Иногда встречаются комбинации из двух элементов, имеющие свои названия. Так, валик с полочкой называется астрагалом.

Построение обломов показано на рис. 6.

Во всех ордерах заметно стремление избежать однообразия, размещения рядом частей, одинаковых по форме, размерам и значению. Главные элементы чередуются со второстепенными, широкие - с узкими, прямолинейные - с криволинейными. Это одно из основных правил профилирования.

Принципы построение баз греческих ордеров одинаковы. Построение деталей можно рассмотреть на примере аттической базыдля коринфского ордера. При построении этой базы в массах, мы будем делить высоту базы, равную всегда одному модулю, на три части, предназначая нижнюю часть для плинта, а две верхние для дальнейшей разработки (рис.7,8).

Вынос плинта определяется уже известным для нас способом. Часть базы над плинтом состоит из трех частей – двух валов и скоции, поэтому мы делим эту высоту на три одинаковые части, из которых нижняя определяет высоту нижнего вала, следующая над ней соответствует скоции с двумя узкими полочками сверху и снизу, а верхняя часть определяет второй вал с полочкой над ним. Таким образом, из двух валов нижний сам собой получается несколько грузнее верхнего, что вполне логично.Ввиду того, что в дальнейшую обработку этой базы введены части очень незначительных размеров, полезно высоту базы несколько увеличить. Для этого верхнюю полку базы лучше отнести к стержню колонны, делая ее из одного с ним куска, тогда как сама база может быть даже из другого материала; таким образом, для некоторого увеличения частей базы можно считать высоту ее в 1 модуль, не принимая во внимание верхней полки. Высота плинта в таком случае получится, как и раньше, равной 1/3 модуля; для распределения же остальных частей можно продолжать то построение, которое было указано выше (рис.7).


Рис.7 Построение аттической базы для коринфского ордера

При больших размерах ордера скоция представляется большой, несколько монотонной выемкой. В таком случае она может быть разделена на две равные части, из коих каждая содержит в себе скоции значительно меньших размеров и астрагалы. Таким образом, вместо одной скоции получаются две смежные и два астрагала – прямой и обратный. Путем такого построения получается база коринфского ордера.

Ионическая база представляет собой упрощение коринфской, достигаемое уничтожением нижнего вала; все же остальные части коринфской базы остаются.

Итак, для построения ионической базы разделим высоту ее на три равные части, заняв одну из них плинтом. В верхней части содержатся вал и скоция, т. е. два деления, поэтому мы делим верхнюю часть вместе с верхней полкой пополам. Верхняя половина занята валом, а нижняя скоцией.

На рис. 9 приводится один из простейших способов построения ЭНТАЗИСА колонны. Для этого на высоте одной трети ее вычерчивается полукруг. От верхней грани колонны опускается прямая до встречи с полукругом. Дуга, заключенная между вертикалями верхней и нижней граней колонны, делится на произвольное число одинаковых частей. На такое же число делится расположенная выше часть колонны. Пересечение спроектированных точек деления позволяет получить плавную кривую при помощи лекала.

Рис.8 Построение баз, капителей и каннелюр

Рис.9 Построение энтазиса

Дорический ордер. Основные части дорических ордеров приведены на рисунках 10-14.

Ствол колонны дорического ордера имеет ряд продольных желобков, которые называются КАННЕЛЮРАМИ. Каннелюры способствуют лучшему выявлению округлости колонны и оживлению ее световыми рефлексами. По всей окружности дорической колонны располагается 20 каннелюр. Построение кривизны их делается при помощи равностороннего или прямоугольного треугольника, как показано на рис. 8. Своеобразно устроен фриз дорического ордера. В нем над осями всех колонн и над промежутками между колоннами находятся ТРИГЛИФЫ. Это тонкие пластинки, наложенные на плоскость фриза, имеющие скошенные углубления, подобно составленным вместе трем полоскам (рис. 10). Ширина триглифа 1 модуль, высота 1 и 1/2 модуля. Все полосы и скосы легко распределяются в нужных размерах, если ширину триглифа разделить на 12 частей (12 парт).

Архитрав дорического ордера увенчан полочкой, поддерживающей шесть капель в виде усеченных конусов. Чтобы распределить по фасаду эти капли на одинаковых расстояниях, рекомендуется воспользоваться линиями, определяющими впадины и полоски триглифа, как показано на рис.10.

Промежутки между триглифами заполнены особыми плитами, имеющими скульптурный рельеф. Они называются – МЕТОПАМИ.

Для ясного представления об обработке нижней части слезникового камня на рис.14 приведены СОФФИТ или ПЛАФОН дорического ордера – план антаблемента с видом снизу вверх. Как видно, широкая впадина на нижней части слезника разбита на отдельные прямоугольники, соответствующие расположению триглифов и метоп. В местах, расположенных над триглифами, находятся группы капель в три ряда в виде усеченных конусов по шесть штук в каждом ряду. Метопам соответствует членение узкими полочками на отдельные части в виде ромбов, треугольников и узких поперечных прямоугольников. Отличительные особенности дорического ордера с модульонами: архитрав состоит из двух, расположенных уступами, полос; в поддерживающей части карниза над триглифами находятся массивные модульоны, на нижней стороне которых имеется 36 капель (6 рядов по 6 капель).

Рис.10 Детали триглифа

Рис.11 Дорический ордер с зубцами

Рис.12 Дорический ордер с модульонами

Рис.13 База и пьедестал дорического ордера

Рис.14 Плафоны дорического ордера с зубцами и модульонами

Ионический ордер является более изящным по своим пропорциям. Главные части этого ордера показаны на рисунках 15-18.

Ствол колонны ионического ордера расчленен 24 каннелюрами, имеющими в плане форму полукруга, а между каннелюрами оставлены узкие промежутки – ДОРОЖКИ шириною в I парту.

Построение каннелюр показано на рис.8.

Построение базы ионического ордера не представляет трудностей и может быть выполнено по чертежу на рис. 16.

В капители ионического ордера (рис. 17), как было указано ранее, отсутствует шейка, в связи с чем, высота ее небольшая – 2/3 модуля. Здесь абака совсем необычной формы и состоит из двух частей. Верхняя абака непосредственно поднята под архитрав, а нижняя закручивается с двух противоположных сторон в виде спиральных завитков или волют.

Волюты имеют гладкое поле с выступающей полочкой, делающей, три полных спиральных оборота и заканчивающейся небольшим кружком в центре – ГЛАЗКОМ волюты. Для достижения плавных спиральных оборотов существует ряд практических; рекомендаций к вычерчиванию волюты. Одна из них приводится проф. Михайловским И.Б. и заключается в следующем (рис. 18). Сначала находятся центры глазков волюты. Они лежат на расстоянии I модуля от оси колонны и совпадают с вертикальной касательной к очертанию валика астрагала колонны. Глазок волюты вычерчивается радиусом в I парту. В кружке проводятся вертикальный и горизонтальный диаметры, концы которых соединяют и получают вписанный в окружность квадрат. Из центра окружности на стороны квадрата опускают перпендикуляры (апофемы). Точки пересечения апофем и сторон квадрата обозначают цифрами 1, 2, 3,4. Разделив каждую из апофем на 3 части, получим, начиная с апофемы, идущей от центра к точке 1 – точку 5, от центра к точке 2 – точку 6 и аналогично точки 7-13. Последняя точка попадает в центр глазка. Все обозначенные цифрами точки будут служить центрами каждой четверти спирального завитка волюты. Сперва ставят ножку циркуля в точку 1 и размером в 1/2 модуля описывают 1 /4 окружности до встречи с продолжением горизонтальной прямой 1-2. Затем переставляют ножку циркуля в точку 2 и продолжают спиральную кривую в 1/4 окружности до встречи с продолжением прямой 2-3. Далее переставляют ножку циркуля в точку 3 и поступают аналогичным образом. Из точки 4 описывается дуга несколько больше 1/4 окружности, чтобы кривая остановилась на продолжении прямой 4-5 и т.д. При этом требуется правильное и точное, вычерчивание. Пользуясь точками 1-12, получаем внешнюю спираль волюты. Для построения другой внутренней спирали необходимо снова определить положение ее центров. Для этого расстояние между точками 1 и 5 делят на четыре части и отмечают первую точку деления, ближайшую к точке 1. Также поступают со всеми остальными промежутками между прежними центрами и соединяют точки деления так, что получают ломаную линию центров второй спирали и, используя новые точки в качестве центров, получают плавный внутренний виток волюты.

Завитки волют образуют по бокам капители два своеобразных валика, которые называются БАЛЮСТРАМИ. Архитрав ионического ордера имеет высоту 1 и 1/4 модуля, увенчан полочкой с каблучком и состоит из трех частей.

К о р и н ф с к и й о р д е р является наиболее богатым по отделке и легким по пропорциям (рис. 19, 20). Ствол колонны его так же, как и ионического ордера декорирован 24 каннелюрами такой же формы. Отличительной чертой архитрава является введение криволинейных профилей в отступах. В поддерживающей части карниза под слезниковым камнем находятся модульоны в виде лежачих кронштейнов, а ниже – ряд зубцов. Размеры модульонов и расстояния между ними согласованы с осями колонн и с зубцами.

Оформление софита показано на рис. 21.

Капитель коринфского ордера имеет высоту 2 и 1/3 модуля – 2 модуля приходится на основную часть капители, украшенную листьями и завитками, 1/3 модуля – на абак. Конструктивную основу капители составляет особый барабан или колокол, который представляет собой круглое тело с радиусом 5/6 модуля и в профиль имеет вид сильно вытянутого гуська, в нижней части углубленного на величину каннелюры. Под абаком располагаются волютообразные завитки, а под завитками – два яруса листьев.

Построение коринфской капители показано на рис. 22. Необходимо иметь в виду, что некоторые части капители рассматриваются в искаженном виде (в ракурсе), поэтому для правильного вычерчивания ее следует делать два изображения: фасадное и диагональное.

Рис.15 Ионический ордер

Рис.16 Малоазийская база и пьедестал ионического ордера

Рис.17 Капитель ионического ордера. Построение волюты

Рис.18 Построение волюты ионического ордера

Рис.19 Коринфский ордер (фасадная проекция)

Рис.20 База и пьедестал коринфского ордера

Рис.21 Плафон коринфского ордера

Рис.22 Построение коринфской капители (диагональная проекция)

Для вычерчивания абака из центра колонн радиусом в 2 модуля описывается окружность, диаметр которой соответствует диагонали абака. По диагоналям чертится вписанный в окружность квадрат. Сторона этого квадрата принимается за радиус для определения с помощью засечек центра кривой вогнутой части абака. Затем на диагональном виде рисуется натуральный профиль абака, который потом может быть изображен в плане и на фасаде. Следующий этап – нахождение в плане 8 точек – трехчетвертных валиков, представляющих собой пучки стеблей листьев и выходящих из них завитков волют, как бы поддерживающих углы абака и розетки на вдавленных частях абака. На фасаде капители угловые завитки видны в ракурсе, поэтому они вначале правильно изображаются на диагональном виде, потом проецируются на план, а затем выполняется фасадная проекция.

Предварительно определяются пределы, в которых находятся завитки. Для этого высота капители в 2 модуля делится на три части: нижний ряд акантовых листьев, верхний ряд акантовых листьев и ряд завитков, поддерживаемых своими листьями. Причем на завитки приходится 2/3 верхней третьей части капители. Затем проводится линия, касательная к валику астрагала и четвертному валу абака. Завитки и листья на диагональном виде капители не должны выходить за пределы этой касательной. В данных пределах находятся угловые завитки. Листья также вначале изображаются на диагональнойпроекции, затем на плане, и только затем переносятся на фасадную проекцию капители.

Сложный или композитный ордер в деталях представлен на рис.23. Подробное описание его не приводится в связи с тем, что после рассмотрения основных принципов построения других типов ордеров выявление особенностей этого, ордера не представляет каких-либо существенных трудностей.

Расположение колонн на фасаде определяется ИНТЕРКОЛУМНИЕМ. Интерколумний –это расстояние между нижними частями колонн.

В заключение на рис. 24 приводятся порезки – орнаменты, характерные для обломов. Рисунок порезки повторяет очертание облома, выявляет его форму. Это может быть отмечено в иониках, которыми украшался четвертной вал, в акантовых листьях на гуське и каблучке, в бусах на валике и др.

Рис.23 Композитный ордер

Рис. 24 Прорисовки, характерные для архитектурных обломов

Все правила, приведенные в этом разделе, изложены по системе Джакомо Виньолы (если специально не указано обратного).

В античной греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Позднее были созданы еще два: тосканский (простой) в Риме, и сложный (композитный) в эпоху Возрождения.

Что такое архитектурный ордер

Архитектурный ордер – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенное образное выражение (форму), отвечающее практическому (утилитарному) и художественному назначению сооружения.

Ордер возник на материальной основе стоечно-балочной конструкции и стал ее художественным выражением. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное перекрытие. Они выполняют практическую функцию, образуя укрытие от дождя и солнца; они являются конструктивными элементами, образующими устойчивую систему сооружения, и, наконец. Они выполняют художественную функцию, создавая тот или другой художественный образ здания.

То есть, ордерная система – конструктивная и одновременно художественная одновременно.

Свое высшее развитие ордера и ордерные системы получили в античной Греции в VI-III вв. до н.э. в храмах и общественных здания, строившихся из камня. Но элементы ордера начали складываться в более древней, чем каменная, сырцово-деревянной архитектуры, не дошедшей до нас. Конструкции и формы, выработанные в дереве, переходили потом в камень, видоизменялись под влиянием нового материла и новых способов его обработки и конструирования. В античной Греции были разработаны три основных ордера: дорический, ионический и коринфский.

Позднее, в эпоху Ренессанса, архитектурный ордер стали понимать, как собрание правил, сформулированных Витрувием в трактате «Об архитектуре». Но, поскольку не сохранилось ни одного чертежа и в этом труде содержится много пробелов, касающихся пропорций различных частей ордера, возникло несколько интерпретаций разных авторов эпохи Возрождения.

Наибольшее распространение получили трактовки Андреа Палладио и Виньолы . Правила, сформулированные этими архитектора можно применять и сейчас, они прозрачны, легки для запоминания и понятны.

Пропорции ордеров никогда не были строгим каноном и варьировались на протяжении всей истории архитектуры. Приведенные здесь пропорции взяты у Виньолы из книги Августа Гарнери «Ордера гражданской архитектуры» и из книги И.Б. Михайловского «Теория классических архитектурных форм» .

Ограничение применение ордерной системы

Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.

В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера интерколумния носит условный и абстрактный характер.

Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.

Статьи

  • Краткий исторический обзор (Иконников А.В.)

Развитие архитектурного ордера как художественной и конструктивной системы

Отрывок из книги: Иконников А.В. «Художественный язык архитектуры» М.: Искусство, 1985 г., ил.

1 Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кафедра проектирования зданий и сооружений ПОСТРОЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ОРДЕРОВ Методические указания по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий» Воронеж 2010 2 УДК 72.014 (07) ББК 85.11 я7 Составители Ф.М. Савченко, Т.В. Богатова, Э.Е. Семенова Построение архитектурных ордеров: метод. указания по дисциплине «Введение в специальность» / Воронеж. гос. арх. – строит. ун-т.; сост.: Ф.М. Савченко, Т.В. Богатова, Э.Е. Семенова. – Воронеж, 2010. – 28 с. Представлены типы архитектурных ордеров, изложены основные правила их проектирования. Даны понятия о составе ордера, его пропорциях, видах, построения в массах и деталях. Предназначены для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий». Ил. 19. Библиогр.: 4 назв. УДК 72.014 (07) ББК 85.11 я7 Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Рецензент – Д.А. Казаков, к.т.н., доцент кафедры технологии строительного производства Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. 3 Введение Курс «Введение в специальность» рассказывает о многообразии архитектурных типов зданий и их деталях, дает представление о возникновении конструктивных элементов. Целью преподавания курса «Введение в специальность» является знакомство студентов с историческим развитием архитектурного и строительного дела. Дисциплина включает в себя теоретический курс и практическую работу, которая позволяет более подробно изучить архитектурные ордера и их построение. В процессе обучения студенты должны научиться оценивать конструктивные решения, определять архитектурные элементы и детали зданий. Изучение художественной и функциональной сторон архитектуры даст значительный объем конструктивно-технической информации для творческой работы. В дальнейшем студенты смогут применить эти знания в курсовом и дипломном проектировании. 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Слово ордер происходит от латинского слова «ordo», что означает порядок. Ордером называется совокупность колонны, пьедестала и антаблемента; ордер может быть полным и неполным. Полный ордер содержит антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер пьедестала не имеет. Все части ордера находятся в определенном соотношении. Для этого введена единица измерения – модуль, который равен нижнему радиусу колонны. Соотношение между колонной, антаблементом и пьедесталом человечество искало много веков. Для того чтобы колонна производила хорошее впечатление, крупнейший теоретик XVI в. Виньола определил соотношение ее частей. Пьедестал должен составлять 1/3 части колонны, антаблемент – 1/4, а в целом колонна определяется как 1/4 +1 + 1/3 = 19/12. Таким образом, если дана высота стены, которую необходимо дополнить полным ордером, то всю высоту стены делят на 19 частей. Три верхние части будет антаблемент, четыре нижние – пьедестал, а средние двенадцать колонна. При неполном ордере высоту стены необходимо разбить на 5 частей. Верхняя 1/5 часть будет антаблемент, остальные четыре части – колонна (рис.1, а - 1, б). Все основные части ордера – пьедестал, колонна, антаблемент состоят из трех частей. Пьедестал представляет в плане квадратный столб, имеющий расширение кверху и книзу. Нижнее расширение называется база, верхнее – карниз, а средняя часть – тело пьедестала или стул. У колонны средняя часть называется стволом (фустом), верхнее расширение – капитель, нижнее – база. Антаблемент также состоит из трех частей. Нижняя широкая полоса называется архитрав, средняя такая же широкая полоса – фриз, верхняя – карниз (рис. 1, в). 4 Рис.1. Пропорции и основные части ордера: а – неполный ордер; б – полный ордер; в – общий вид полного ордера Римская архитектура различает пять ордеров, которые называются: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный. Высота тосканской колонны определяется в 14 модулей, дорической – 16, ионической – 18, коринфской и сложной – 20. Для удобства измерения деталей модуль разбит на более мелкие части, называемые партами. Для разных колонн количество парт в модуле разное. Для тосканского и дорического ордера количество парт в модуле принято 12, для ионического, коринфского и сложного – 18. 2. ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРА В МАССАХ Изучение ордеров обычно начинают с построения их в массах, то есть упрощенного схематичного изображения, когда криволинейные формы заменяют наклонными прямыми линиями. Основой для выполнения упражнения по вычерчиванию ордеров в массах является задание, которое определяется по последней цифре зачетной книжки (табл. П.1). Четыре ордера в массах с размерами отдельных деталей в модулях показаны на рис. 2. Построение карниза и базы пьедестала, а также базы колонны ясно из рисунка. Высота базы колонны у всех ордеров равна 1 модулю. Рис. 2. Построение ордеров в массах 5 6 Для определения ширины стула пьедестала рекомендуется пользоваться общим для всех ордеров правилом. Плинт базы колонны образует в плане квадрат, диагональ которого равна 4 модулям. Основываясь на этом, на оси колонны, следовательно, и пьедестала, наносится линия под углом 45° и на ней от точки пересечения с осью откладывается по 2 модуля в каждую сторону. Через полученные точки проводят вертикальные линии, которые и определяют ширину плинта базы колонны, а также ширину стула пьедестала (рис. 3). Рис. 3. Определение ширины стула пьедестала архитектурного ордера: а - база (цоколь); б – стул; в – карниз пьедестала; г – база колонны Высота капителей у тосканской и дорической колонн равна 1 модулю. Состоят капители из трех одинаковых по высоте частей, по 1/3 модуля. Верхняя квадратная плита называется абак, под ней круглая в плане часть – эхин, ниже эхина продолжение стержня колонны – шейка. Радиус шейки соответствует верхнему радиусу колонны. Для тосканского ордера радиус равен 4/5 модуля, для остальных ордеров – 5/6 модуля. Высота ионической капители равна 2/3 модуля, так как она характеризуется спиральными завитками (волютами) во фронтальных плоскостях и отсутствием шейки колонны. Коринфская капитель имеет высоту 2 1/3 модуля, в том числе абак 1/3 модуля, под которым располагается колокол высотой 2 модуля. Колокол сложно обработан двумя ярусами листьев с завитками, в массах изображенных наклонными линиями. Построение антаблемента и его составных частей – архитрава, фриза и карниза показано на рис. 2. При этом карниз состоит из трех частей - поддерживающей, свешивающейся и венчающей. Утонение колонны. Ствол колонны в нижней части на 1/3 высоты строится как цилиндр. Верхняя часть, 2/3 высоты, постепенно утоняется. В тосканском ордере - на 1/5 радиуса основания колонны с каждой стороны, для остальных ордеров - на 1/6 радиуса (рис. 4). Построение утонения колонны может быть выполнено двумя способами. Первый способ (рис. 4, а). От точки М до точки N отложена высота колонны. От этих точек отложены радиусы нижнего (МА) и верхнего (NC) сечения колонны. На 1/3 высоты колонны из точки В начерчена четверть окружности радиусом 0В, равным радиусу нижнего сечения. Из точки С прове- 7 дена вертикальная прямая до пересечения с горизонталями 1, 2, 3, проведенными из точек деления прямой. Параболическое очертание колонны вычерчивается по найденным точкам при помощи лекала. Рис. 4. Построение утонения ствола колонны Второй способ (рис. 4,б). Выполнены такие же предварительные построения, с теми же точками АС и MN. Затем из точки С сделана засечка радиусом нижнего сечения колонны АМ. На вертикали NM точки К и С соединяются наклонной линией до пересечения в точке 0 с горизонтальной прямой, проведенной на 1/3 высоты из точки В. Из точки 0 проведено несколько наклонных прямых, например 01, 02, 03 и т.д. На каждой наклонной линии от вертикали NM отложены отрезки m, равные радиусу нижнего сечения колонны. Полученные таким образом точки будут искомыми точками параболического очертания колонны. Расширения частей ордера. Все части ордера имеют расширение книзу и кверху (см. рис. 2). Расширение книзу способствует устойчивости. Необходимость расширения кверху можно проследить на примере карниза (рис. 5). При построении основных частей ордеров необходимо соблюдать правило несвешиваемости. Оно состоит в том, чтобы расширения кверху никакой на- 8 грузки не несли и, следовательно, верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Например, ширина архитрава должна быть такой, чтобы его грань находилась на одной вертикали с верхним диаметром ствола колонны, а ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны. На всяком изображении угловой колонны вертикальная линия угла антаблемента должна соответствовать продолжению очертания ствола колонны, то есть выше и ниже лежащие опорные элементы должны находиться в одной вертикальной плоскости (рис.6). Рис.5. Расширение кверху на примере карниза: а – отсутствует карниз; б – карниз без слезника; в - карниз со слезником Рис. 6. Правило несвешиваемости: а – правило не соблюдено, штрихом показана зона нарушения; б – правило соблюдено 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОРДЕРОВ В ДЕТАЛЯХ Основой для выполнения упражнений по вычерчиванию архитектурных профилей (обломов) и архитектурных ордеров является задание. В методических указаниях даны таблицы, в которых по последней цифре зачетной книжки студент определяет тип ордера и размеры модуля (прил. 1). 3.1. Элементы профилей Для того чтобы рассмотреть ордера в деталях путем замены наклонных линий соответствующими профилями, необходимо изучить, какие бывают профили. Элементы профилей принято называть обломами. Как известно, профили бывают двух видов – прямолинейные и криволинейные. К прямолинейным профилям относятся пояс, полочка, плинт. Криволинейные делятся на простые и сложные. Простые профили строятся из одного центра, а сложные - из двух центров. Существуют следующие виды обломов (рис. 7): 9 ● полка – профиль в виде узкой полосы, выступающей из плоскости стены не менее чем на величину своей ширины; Рис. 7. Архитектурные обломы. Размер парты равен 4,6 мм сти; ● четвертной вал – профиль, имеющий очертания четверти окружно- ● выкружка – вогнутый профиль, образуемый четвертью окружности; ● каблучок – сложный элемент, имеющий две кривизны: наверху он образует выпуклость, а внизу - вогнутость; ● обратный каблучок – сложный элемент, имеющий две кривизны: наверху он образует вогнутость, а внизу - выпуклость; ● гусек – профиль, имеющий тоже две кривизны: наверху у него вогнутость, а внизу - выпуклость; ● обратный гусек – профиль, имеющий две кривизны: наверху у него выпуклость, а внизу - вогнутость; 10 ● скоция – вогнутый профиль, имеющий две кривизны; ● астрагал – профиль, сочетающий полочку с валиком; ● полукружка – профиль, имеющий очертания полукруга, но образующий вогнутый профиль; ● слив – профиль, сочетающий обратную выкружку с полочкой; ● валик и вал – профили, имеющие очертания полукруга и различающиеся по величине; ● плинт – профиль нижней части базы колонны, имеющий вид низкого параллелепипеда. Смотря на эти архитектурные обломы, можно заметить, что выкружка и гусек являются формами легкими и непригодными для поддержания тяжести. Четвертной вал и каблучок как будто для этого и предназначены. Вал применяется главным образом в базах. 3.2. Тосканский ордер в деталях Тосканский ордер – наиболее простой и наиболее тяжелый по своим пропорциям (рис. 8). Высота колонны равна 7 диаметрам или 14 модулям. Верхний диаметр колонны составляет 4/5 нижнего диаметра. Ствол колонны вверху заканчивается астрагалом. База, равная по высоте модулю, делится на две равные части: нижнюю – квадратный плинт, и верхнюю – круглый в плане вал с полочкой. Переход от ствола колонны к полочке выполнен посредством выкружки. Капитель высотой в модуль состоит из трех частей одинаковой высоты: шейки, составляющей продолжение колонны; четвертного вала с полочкой и абака в виде квадратной в плане плиты, которая заканчивается полочкой. Архитрав равен по высоте одному модулю и заканчивается полочкой. Над архитравом расположен фриз высотой в 1 модуль и 2 парты, без какихлибо украшений. Карниз, верхняя часть антаблемента в этом ордере, самой простой формы. Высота его, равная 1 модулю и 4 партам, делится на три части. Это нижняя, поддерживающая часть, средняя - свешивающаяся (слезниковый камень или слезник) и верхняя - венчающая. Каблучок составляет поддерживающую часть. На нижней части выступающего слезника сделана выемка (см. разрез рис.8), а сверху слезник украшен астрагалом. Венчающей частью является четвертной вал. Пьедестал имеет внизу базу в виде плинта с полочкой наверху и карниз в форме каблучка тоже с полочкой. Высота той и другой части составляет 1/2 модуля. 3.3. Дорический ордер в деталях Дорический ордер состоит из более легких и разработанных форм, чем тосканский ордер. Общий вид и разрез ордера даны на рис. 9, а профили основных частей ордера с размерами в партах даны на рис.10. 11 Пьедестал имеет внизу базу высотой 5/6 модуля или 10 парт. База состоит из двух плинтов, обратного каблучка и обратного астрагала. Построение высоты этих элементов показано на разрезе. Карниз пьедестала сходен с карнизом тосканского ордера. Рис. 8. Тосканский ордер: а – общий вид и разрез; б – профиль карниза; в – профиль капители колонны; г – профиль базы колонны и карниза пьедестала; д – профиль базы пьедестала с размерами в партах. Размер парты равен 2 мм 12 Рис. 9. Дорический ордер: общий вид и разрез Он состоит из каблучка, слезника с полочкой и четвертного вала с добавлением сверху полочки. Слезник снизу с небольшой выемкой. Высота карниза пьедестала равна 1/2 модуля или 6 парт. Высота колонны составляет восемь ее диаметров или 16 модулей. Верхний диаметр колонны равен 5/6 нижнего диаметра. Ствол колонны вверху заканчивается астрагалом. Боковая поверхность ствола колонны иногда украшается продольными желобками, которые называются каннелюрами. По окружности колонны располагаются 20 каннелюр. Канелюры в плане образуют полукруглые впадины. Радиусом каннелюры служит катет прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна ширине каннелюры. 13 Рис. 10. Профили основных частей дорического ордера с размерами в партах: а – база пьедестала; б – карниз пьедестала; в – база колонны; г – капитель колонны; д – архитрав и фриз; е – карниз. Размер парты равен 3 мм База колонны состоит из плинта и вала. Вал заканчивается обратным астрагалом, который служит переходом к стволу колонны. Высота базы равна 1 модулю. Капитель тоже равна 1 модулю. Она разделена на три части и состоит из шейки, четвертного вала и абака. Абак - это квадратная в плане плита. Под 14 четвертным валом помещены три узенькие полочки, расположенные уступами. Абак заканчивается полочкой с каблучком. Архитрав высотой в 1 модуль имеет вверху полочку, фриз высотой в 1 1/2 модуля. Он украшен над центром каждой колонны триглифом шириной 1 модуль. Для образования полосок триглифы по ширине делятся на 12 парт. Полоски принимаются шириной по 2 парты, а скосы впадин по 1 парте. Промежутки между триглифами на фризе образуют метопы, на которых могут быть помещены рельефные украшения. Под триглифами ниже полочки архитрава на особой узенькой полочке подвешены шесть капель, имеющих вид усеченных пирамид или усеченных конусов. Располагаются они на продолжении линий, отделяющих на триглифе полоски от впадин. Над триглифами и метопами проходит поясок, который над триглифами выступает несколько больше. Карниз имеет высоту в 1 1/2 модуля. Половину этой величины занимает поддерживающая часть, которая в свою очередь делится тоже на две части. Нижняя часть состоит из упомянутого выше пояска над триглифами и метопами и из каблучка, поддерживающего верхнюю часть, в виде полки с зубцами. На средней части карниза – слезнике, сверху расположен каблучок с полочкой. На нижней поверхности устроена полукруглая выемка, затем за узкой выступающей полочкой – вторая широкая впадина (см. разрез рис. 9). В этой впадине, как раз над триглифами, свешиваются три ряда капель по шесть штук в ряду. Венчающая часть карниза состоит из выкружки с небольшой полочкой. 3.4. Ионический ордер в деталях Ионический ордер по своим пропорциям более совершенный, чем тосканский и дорический. Пьедестал этого ордера имеет базу и карниз высотой по 1/2 модуля. Над квадратным в плане плинтом базы расположен обратный гусек, заключенный между обратным астрагалом сверху и полочкой снизу. Эти части вдвое выше, чем плинт. Карниз пьедестала состоит из слезника с полочкой и каблучком сверху и поддерживающего слезник четвертного вала с астрагалом снизу. Общий вид, разрез и профили карниза и базы пьедестала даны на рис. 11. Колонна ионического ордера по высоте равна девяти диаметрам или 18 модулям. Верхний ее диаметр составляет 5/6 нижнего диаметра. Ствол колонны украшает 24 каннелюры. Каннелюры в плане образуют полукруглые впадины, между которыми расположены узкие дорожки. Сверху каннелюры заканчиваются полукругами, а внизу горизонтально. Ствол колонны внизу начинается полочкой с выкружкой, а вверху заканчивается астрагалом. База колонны равна 1 модулю и состоит из трех частей. Нижнюю часть образует плинт, верхнюю – вал, а среднюю – особого вида форма, состоящая из двух скоций и двух астрагалов. Для определения размера вала и скоций добавляется еще полочка ствола колонны. 15 Капитель ионической колонны не имеет шейки. Высота капители равна 2/3 модуля или 12 парт. На обычном четвертном вале, помещенном выше астрагала колонны, покоится особой формы абак, состоящий из двух частей. Рис. 11. Ионический ордер: а – общий вид и разрез; б – профиль карниза пьедестала; в – профиль базы пьедестала. Размер парты равен 4,3 мм Верхняя часть непосредственно под архитравом представляет собой квадратную плиту с профилем из каблучка с полочкой. Нижняя часть состоит из двух волют в виде спиральных завитков, заканчивающихся в центре глаз- 16 ком. Радиус глазка равен одной парте. Центры глазков расположены на линии астрагала колонны на расстоянии 1 модуля от ее оси. Наибольшее расстояние от центра до верхней точки волюты – 9 парт. Через четверть окружности по горизонтали это расстояние равно 8 партам. До нижней точки волюты расстояние измеряется в 7 парт. До следующей точки по горизонтали – 6 партам и до вертикали вверх – 5 партам. Это расстояние равно высоте четвертного вала капители, круглого в плане и выступающего между волютами. На плане капители видно, как завитки волют образуют по бокам капители валики, так называемые балюстры, которые украшают листьями. Профили капители и базы колонны представлены на рис. 12. Спираль волюты можно построить приближенно по точкам 1-12. Расстояния от центра глазка волюты до каждой точки принимаются в следующей последовательности: ● до точки 1 – 9 парт; ● до точки 2 – 8 парт; ● до точки 3 – 7 парт; ● до точки 4 – 6 парт; ● до точки 5 – 5 парт; ● до точки 6 – 4 парты; ● до точки 7 – 3,7 парты; ● до точки 8 – 3 парты; ● до точки 9 – 2,4 парты; ● до точки 10 – 2 парты; ● до точки 11 – 1,6 парты; ● до точки 12 – 1,3 парты. Точное построение волюты капители ионического ордера приведено в прил.2. Антаблемент ионического ордера имеет высоту в 4 1/2 модуля и делится в отношении 5:6:7 на архитрав (1 1/3 модуля), фриз (1 1/2 модуля) и карниз (1 3/4 модуля). Архитрав состоит из полос, причем ширина каждой из них постепенно увеличивается также в отношении 5:6:7 и равна последовательно снизу вверх 5, 6 и 7 партам. Архитрав заканчивается вверху каблучком с полочкой высотой в 1/4 модуля (рис. 13). В карнизе поддерживающая часть занимает половину высоты и состоит из каблучка, зубцов и четвертного вала, ниже которого расположен небольшой астрагал. Слезник карниза по высоте равен венчающей части. Он заканчивается полочкой с каблучком, а в нижней плоскости имеет широкую, но неглубокую выемку. Венчающая часть карниза состоит из гуська с полочкой (рис. 14). 17 Рис. 12. Профили капители и базы колонны ионического ордера с размерами в партах. Размер парты равен 4,6 мм: а – капитель колонны; б - база колонны 18 Рис. 13. Профили архитрава и фриза ионического ордера с размерами в партах. Размер парты равен 4,6 мм Рис. 14. Профиль карниза ионического ордера с размерами в партах. Размер парты равен 4,6 мм 19 20 3.5. Коринфский ордер в деталях Коринфский ордер наиболее легкий по пропорциям и самый богатый по отделке и украшениям (рис. 15-18). Пьедестал имеет базу высотой 5/6 модуля и состоит из квадратного плинта, вала, обратного гуська с полочкой внизу и обратного астрагала сверху. Высота карниза пьедестала составляет, как и база, 5/6 модуля. Карниз состоит из шейки (в виде небольшого фриза), отделенной от стула астрагалом; слезника, увенчанного каблучком с полочкой, и поддерживающей части в виде астрагала с гуськом, уходящим в выемку слезника. Колонна коринфского ордера по высоте равна десяти диаметрам или 20 модулям. Верхний ее диаметр составляет 5/6 нижнего диаметра. Ствол колонны украшают 24 каннелюры такой же формы, как в ионической колонне, с той лишь разницей, что не только вверху, но и внизу они заканчиваются закруглениями. Ствол колонны внизу имеет полочку с выкружкой, а вверху заканчивается астрагалом. База колонны высотой в 1 модуль состоит из четырех частей - квадратного в плане плинта, вала, затем особой формы, состоящей из двух скоций и двух астрагалов, и, наконец, второго вала. Деление высоты базы между этими ее частями показано на рис. 15. Капитель колонны коринфского ордера – особого вида. Высота всей капители равна 2 1/3 модуля, причем 1/3 модуля (6 парт) составляет высоту абака. Абак имеет вид плиты с четвертным валом сверху. Углы этой плиты немного срезаны в плане, перпендикулярно к диагоналям квадрата, а стороны несколько вдавлены (рис. 16). Ниже абака размещены четыре завитка, поддерживающих ее срезанные углы, и четыре меньших завитка, поддерживающих розетки, расположенные на вдавленных частях абака. Под завитками в два яруса расположены листья капители. Антаблемент ордера высотой в 5 модулей состоит из архитрава в 1 1/2 модуля, фриза в 1 1/2 модуля и карниза в 2 модуля. Архитрав в отношении 5:6:7 разделен на три полосы мелкими профилями и увенчан каблучком с полочкой. Фриз в виде вертикальной плоскости используется для украшения рельефным орнаментом. А вверху фриза протянут узкий астрагал. Карниз по очертаниям очень схож с карнизом ионического ордера. Поддерживающая часть высотой в 2/3 всего карниза состоит из каблучка, ряда зубцов и четвертного вала с астрагалом наверху. Слезник увенчан каблучком с полочкой. Венчающая часть состоит из гуська и полочки. В отличие от ионического ордера на нижней плоскости слезника расположены модильоны в виде кронштейнов, как бы поддерживающих слезниковый камень. Высота карниза разделена для размещения всех этих элементов на 6 равных частей, каждая по 12 парт. Модильон представляет собой доску, на которой расположен завиток, закругляющийся в разные стороны. Длина доски составляет 12 парт, а ширина – 7 парт. Модильоны размещаются над ося- 21 ми колонн и в промежутках между ними на одинаковых расстояниях, не превышающих 1 1/2 модуля. Рис.15. Коринфский ордер: а - общий вид и разрез; б – профиль базы пьедестала. Размеры даны в партах 22 Рис. 16. Профили базы колонны и карниза пьедестала коринфского ордера с размерами в партах: а – база колонны; б – карниз пьедестала. Размер парты равен 5 мм 23 Рис. 17. Капитель коринфского ордера: вид сбоку и вид снизу. Модуль равен 45 мм. Размер парты 2,5 мм 24 Рис. 18. Профиль антаблемента коринфского ордера с размерами в партах. Размер парты равен 2,5 мм, размер модуля равен 45 мм 25 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т.2. Архитектура античного мира (Греция и Рим) / гл. ред. Н.В. Баранов. – М.: Стройиздат, 1973. – 712 с. 2. Михайловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм / И.Б. Михайловский. – М.: Ком Книга, 2005. – 285 с. 3. Звягин, Б.К. Справочник по строительному черчению / Б.К. Звягин. – Л.: Госстройиздат, 1985. – 168 с. 4. Крюкова, М.Н. Архитектурные ордера /М.Н. Крюкова. - М.: Стройиздат, 1980. – 42 с. 5. Мусатов, А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима. Зарисовки к экзамену по Всеобщей истории архитектуры: учеб. пособие для вузов / А.А. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2006. – 140 с. 6. Виньола да, Джакомо Бароцци. Правило пяти ордеров архитектуры / Джакомо Бароцци, Виньола да. - М., 2006 – 42 с. 7. Синебрюхов, В.И. Архитектурные ордера: учеб. пособие / Московский ин-т инженеров сельскохозяйственного (МНИСП) / В.И. Синебрюхов. – М., 1983. – 65 с. производства 26 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ Таблица П1.1 Архитектурные ордера в массах Высота полного Последняя цифра номера зачетной книжки ордера, мм 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 120 + 125 + 130 + 135 + 140 + 145 + 150 + 155 + 160 + 165 + Таблица П1.2 Размер парты, мм 7 6,5 5 5,5 5 Архитектурные обломы Последняя цифра номера зачетной книжки 0,1 2,3 4,5 6,7 8,9 + + + + + Таблица П1.3 Тип ордера Коринфский Ионический Дорический Тосканский Коринфский Ионический Дорический Тосканский Коринфский Ионический Архитектурные ордера в деталях Размер Последняя цифра номера зачетной книжки модуля, 0 1 2 3 4 5 6 7 8 мм 24 + 22 + 20 + 18 + 22 + 20 + 22 + 20 + 20 + 24 9 + 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Точное построение волюты ионического ордера Построение волюты приведено на рис. П2.1. Как уже указывалось при описании капители ионического ордера, радиус глазка волюты равен 1 парте, а расстояние до наиболее удаленной от центра глазка точки волюты по вертикали равно 9 партам. На чертеже радиус равен 1/9 части вертикали ОА. Внутри глазка построен вписанный квадрат. Середины противоположных сторон квадрата соединены прямыми линиями 1-3 и 2-4. Эти прямые разделены, каждая на шесть равных частей. Полученные точки соединяют прямыми линиями, как показано на правом рисунке увеличенного чертежа глазка. Линии 1-2, 2-3, 3-4 и т.д. служат при их продолжении границами соседних дуг спиралей, а точки от 1 до 12 являются центрами этих дуг. Первая дуга волюты А-I вычерчена радиусом I-А из центра 1, вторая дуга I-II вычерчена радиусом 2-I из центра 2 и т.д. до последней дуги XI-XII, вычерченной радиусом 12-XI из центра 12. Чтобы получить центры для построения второго оборота волюты, расстояния между использованными центрами на линиях 1-3 и 2-4 делятся на четыре равные части. На 1/4 расстояния от точки 12 таким образом получена точка 13, из которой радиусом 13а проведена дуга ае до пересечения с линией 14-13. Точка 14 взята на 1/4 расстояния от точки 11. Из точки 14 проведена дуга ef радиусом 14е до прямой 1415.Причем точка 15 взята на расстоянии 1/4 от точки 10. Подобным образом построение продолжается до конца. Прямые линии, показанные штрихпунктирном, служат границами соседних участков дуг второго оборота волюты. Кроме того, на рисунке показаны следующие центры – точки 15,16, 17 и 18. Рис. П2.1. Построение волюты 28 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………… 1. Общие сведения …………………………………………………… 2. Построение ордера в массах………………………………………. 3. Изображение ордеров в деталях…………………………….…….. 3.1. Элементы профилей……………………………………………. 3.2. Тосканский ордер в деталях…………………………..………. 3.3. Дорический ордер в деталях……………………………..…… 3.4. Ионический ордер в деталях……………………………..…… 3.5. Коринфский ордер в деталях……………………………..…… Библиографический список………………………………..…. Приложения………………………………………………………. 3 3 4 8 8 10 10 14 20 25 26 ПОСТРОЕНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ОРДЕРОВ Методические указания по дисциплине «Введение в специальность» для студентов специальности 270114 «Проектирование зданий» Составители: к.т.н., доц. Федор Миронович Савченко доц. Татьяна Васильевна Богатова к.т.н., доц. Эльвира Евгеньевна Семенова Подписано в печать 19.11.10. Формат 60×84 1/16. Уч.-изд. л.1,8. Усл.-печ. л. 1,9. Бумага писчая. Тираж 100 экз. Заказ № Отпечатано: отдел оперативной полиграфии издательства учебной литературы и учебно-методических пособий Воронежского государственного архитектурно-строительного университета 394006 г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА ПО ВИНЬОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ТОМСК - 2008


Поляков Е.Н. Архитектурные ордера по Виньоле: Методическое пособие. / Е.Н. Поляков – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2008. – 124 с., табл. 8, ил. 77.

Рецензент: канд. арх., доцент Л.С. Романова

Редактор Т.С. Володина

Методическое пособие содержит сведения о четырех разновидностях архитектурных ордеров – тосканском, дорическом, ионическом и коринфском. Именно о них Джакомо Бароцци да Виньола в 1562 году написал трактат, который стал наглядным пособием для знатоков и почитателей античного искусства. Настоящее издание включает текстовой, иллюстративный и табличный материал об этих модульных системах. Здесь изложены правила графического построения частей и деталей ордеров, чертежи, таблицы, иллюстрации, терминологический словарь и список литературы по этой тематике.

Методическое пособие предназначено для студентов архитектурного факультета по специальностям 270301 («Архитектура»), 270302 («Дизайн архитектурной среды») и 270303 («Реставрация и реконструкция архитектурного наследия»).

Печатается по решению методического семинара кафедры теории и истории архитектуры № 4 от 9 марта 2008 года

Утверждено и введено в действие проректором по учебной работе В.М. Дзюбо

с 01.09.2008

Подписано в печать

Формат 60´90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет.

Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 500 экз. Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ………………………………………………………………………………5

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………7

1.1. Ордерная система ……………………………………………………………. 7

1.2. Развитие ордера ………………………………………………………………7

1.3. Структура ордера ……………………………………………………………12

1.4. Архитектурные обломы (профили) ……………………………………….. 17

2.ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ …………………………………………………………. 18

2.1. Тосканский ордер …………………………………………………………… 22

2.2. Дорический ордер ……………………………………………………………31

2.3. Ионический ордер ……………………………………………………………47

2.4. Построение ионической волюты.………………………………………….. 57

2.5. Коринфский ордер ………………………………………………………….. 62

3. ПОСТРОЕНИЕ КОЛОННАДЫ …………………………………………………… 74

4. ПОСТРОЕНИЕ АРКАДЫ …………………………………………………………. 83

5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ОРДЕРА …………………... 96

5.1. Построение каннелюр …………………………………………………….. 96

5.2. Построение энтазиса колонны простого (тосканского,

дорического) ордера ……………………………………………………… 97

5.3. Построение энтазиса колонны сложного (ионического,

коринфского) ордера ………………………………………………………97

СЛОВАРЬ ………………………………………………………………………………100

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………… 123

ВВЕДЕНИЕ

Учебная работа «Архитектурные ордера по Виньоле» является одним из этапов совершенствования графического мастерства студентов-архитекторов младших курсов. Помимо этого учащиеся знакомятся с наиболее популярной системой построения архитектурных ордеров, разработанной в середине XVI века итальянским зодчим Джакомо Бароцци да Виньолой (1507–1573 гг.). Обретенные в процессе работы навыки помогут им лучше понять композиционные особенности классических памятников архитектуры.

Работа выполняется в карандаше, туши или в одной из компьютерных графических программ (по согласованию с консультантом) на подрамнике размером 50×75 см. В состав проекта входят следующие компоненты:

· название проекта на русском или латинском языке (например, «Архитектурные ордера по Виньоле»);

· сравнительный анализ четырех римских ордеров («Архитектурные ордера в массах»);

· детальное построение двух ордеров – простого (тосканский или дорический) и сложного (ионический или коринфский) в неполном или полном вариантах;

· наиболее характерная деталь одного из ордеров (фрагмент антаблемента, капитель, база колонны и т.п.);

· один-два варианта практического использования выбранных ордеров в аркадах и колоннадах (полный или неполный ордера).

Перед выполнением графической работы студенты сдают академический зачет по архитектурным ордерам, который предполагает знание терминологии ордеров и общих правил их построения.

При написании данной работы мы руководствовались, в первую очередь, оригиналом – трактатом Д.Б. да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» .

По свидетельству писателя, его исследование ограничивалось «архитектурными украшениями» пяти древнеримских ордеров – тосканского, дорического, ионического, утыиского и сложного (композитного). Изучив и обмерив множество античных памятников, автор трактата пришел к заключению, что «те из них, которые по суждению большинства кажутся более красивыми и являют нашему взору большее изящество, обладают к тому же некими определенными и менее сложными числовыми отношениями и пропорциями; мало того, что каждое малейшее их членение измеряет большие членения, деля их на определенное количество частей, основанных на простых числах…» .

На основе этого заключения Виньола разработал собственную систему математического пропорционирования античных ордеров, руководствуясь «исключительно одной произвольной мерой, называемой модулем и разделяемой в каждом ордере на определенное количество частей». Автор знаменитого трактата особо подчеркивал, что написал его «исключительно для собственных надобностей, не вкладывая в него иных целей». Однако его простота и лаконичность пришлись по душе «многим господам, желающим научиться без особого труда понимать всю область искусства, относящуюся к этим украшениям». Поэтому труд Виньолы был переведен на многие европейские языки и превратился в общедоступную «шпаргалку» для многочисленных поклонников искусства итальянского Возрождения. Книга оказала огромное влияние на повседневную архитектурную практику Европы XVІІ – середины XІX веков.

Свой труд Виньола написал в 1562 году в Риме. Он посвятил его своему покровителю и постоянному заказчику – кардиналу Александро Фарнезе (1520–1589 гг.), внуку папы Павла Ш: «Я, Светлейший и Досточтимейший Господин мой, мог бы … преподнести Вам это уленькое сочинение с тем, чтобы оно … безбоязненно переходило из рук в руки, пре­бывая под сенью великого Вашего покровительства; … оно всецело принадлежит Вам, и так как я причастен ему не более, чем простой работник, мне остается, полагаясь на Вашу любез­ность и невзирая на малость сего плода, только почтительнейше передать его Вам, уповая на то, что великий Господь принимает наши низкие труды и воздает за них как за великие, только бы они проистекали из великого рвения и чи­стоты душевных побуждений, и что земные владыки, как бы ничтожно ни было растение, обретаемое в их вертоградах, все же, хотя и не равняя его с более благородными, невзначай полюбят и его, ради его своеобразия…»

Для своего «господина и особливого покровителя» архитектор выполнил проект загородного дворца с круглым двором, в котором была апробирована новая система пропорционирования архитектурных элементов (рис. 1).

Рис. 1. Проект дворца кардинала А. Фарнезе Канчеллериа, сер. XVI в. (автор – Д.Б. да Виньола):

а – общий вид с разрезом; б – портал главного входа

По мнению А.Г. Габричевского, «Правило пяти ордеров» нельзя считать ни учебным пособием, ни, тем более, руководством для проектирования, поскольку Виньола рассматривает ордер как совершенно абстрактную математическую систему, никак не учитывающую ни абсолютных размеров зданий, ни перспективных искажений, неизбежно возникающих при увеличении размеров построек: «Не мог же он считать, что эти пропорции пригодны для любой абсолютной величины и что их можно механически увеличивать или уменьшать, не искажая их смысла…» . В то же время ни один архитектор не может пройти мимо трактата Виньолы, если он хочет понять историю классического наследия в европейской архитектуре, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ордерная система

Архитектурный ордер (от фр. Ordre система, строй, порядок ) – художественно

осмысленная система пропорциональной взаимосвязи несущих и несомых элементов

стоечно-балочной конструкции

Ордерная система впервые встречается в зодчестве Древней Греции VІІ века до нашей эры. До этого времени в истории архитектуры были известны те или иные формы стоечно-балочной системы (Древний Египет, ахеменидский Иран, Сирия и др.), основу которой составляли стойки (столбы, колонны) и балки , несущие тяжесть перекрытия (рис. 2).

Рис. 2. Гипостильный зал храма Исиды на острове Филэ, II в. до н.э. (а);

реконструкция ахеменидского дворца (ападаны), VI в. до н.э. (б)

В зодчестве Древней Греции и Рима были обнаружены математические закономерности в размерных соотношениях элементов этой стоечно-балочной системы, найдены художественно выразительные формы, соответствующие этой конструкции, сложились универсальные приемы ее практической реализации в различных постройках.

В культовой аръхитектуре классической Греции (V–IV вв. до н.э.) эта конструктивная схема была художественно обработана до такой степени, что превратилась в универсальный архитектурный «модуль», равно пригодный для использования в зданиях самого различного назначения (рис. 3).


Рис. 3. Дорический ордер. Антаблемент Парфенона (зодчие Иктин и Калликрат, V в. до н.э.):

а – вариант реконструкции; б –современное состояние

Развитие ордера

Развитие ордера шло по пути усовершенствования и усложнения пропорций его частей и их архитектурно-декоративной обработки. В античном зодчестве Греции сложились основные варианты ордеров – дорический , ионический и коринфский .

Рис. 4. Тосканский ордер. Храм в Орвьето (V в. до н.э.). Реконструкция

В античном Риме, наряду с греческими образцами, широко использовались новые разновидности ордеров – тосканский (храм в Орвьето, нач. V в. до н.э.) (рис. 4) и композитный (триумфальная арка императора Тита, I век) (рис. 5).

Рис. 5. Композитный ордер. Триумфальная арка императора Тита в Риме (I век):

а – общий вид (современное состояние); б – капитель

Ордерные системы на протяжении длительного периода сохраняли ведущую композиционную роль и широко варьировались в архитектуре различных эпох и стилей (ренессанс, барокко, классицизм, неоклассицизм, советский классицизм и др.). Традиции ордера в своеобразных интерпретациях используются и в современной архитектурной практике (индустриальный классицизм, постмодернизм и др.).

Широкое распространение ордер получил в архитектуре итальянского Возрождения (Ренессанса). Наследие античности в Италии практически никогда не забывалось, даже в романскую эпоху и эпоху готики. А во времена Возрождения античные традиции стали особо популярны. Этому способствовали найденные в конце ХV в. книги римского зодчего Витрувия, жившего во второй половине I века до н.э. В своих трудах он изложил основы теории архитектурных ордеров. В них даны правила построения ордеров, используя в качестве размерного модуля нижний диаметр колонны.

Трактаты Витрувия тщательно изучаются в ХV–ХVI вв. и на их основе создаются трактаты С. Серлио, В. Скамоцци, Л.Б. Альберти, А. Палладио, Д.Б. да Виньолы. Все они начинали свое архитектурные образование с обмеров и раскопок античных построек, и это нашло отражение в их литературном наследии.

Однако наиболее доступным для понимания и вследствие этого наиболее привлекательным для архитекторов стал трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры». Не менее популярной теоретической работой были и «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио. Эти два исследования, основанные на тщательном изучении античности, послужили теоретической базой для многих архитектурных произведений. В этих методических указаниях нами будут рассмотрены лишь архитектурные ордера, описанные и изученные Д.Б. да Виньолой.

Существуют четыре основные разновидности ордера. Это тосканский, дорический, ионический и коринфский. Все они в той или иной мере отличаются друг от друга степенью архитектурно-декоративной проработки. Пятый тип ордера – композитный («сложный») – принято считать составным из ионического и коринфского ордеров (рис. 6).

Рис. 6. Пять ордеров из трактата Виньолы (лист III)

Структура ордера

Архитектурный ордер состоит из трех частей: главная часть ордера – колонна , вторая часть, расположенная под колонной, – пьедестал , третья часть, расположенная над колонной, – антаблемент .

Ордера подразделяются на полные и неполные.

Полный ордер состоит из 19 частей, из которых 4 части приходятся на пьедестал, 12 частей – на колонну и 3 части – на антаблемент (рис. 7, а).

Неполный ордер состоит из 5 частей, из которых 4 части приходятся на колонну и 1 часть – на антаблемент (рис. 7, б). Пьедестал является частью, которую можно исключить из ордера, все же остальные части являются обязательными.

Рис. 7. Основные варианты архитектурного ордера: а – полный; б – неполный

Примеры практического использования полного и неполного архитектурных ордеров показаны на фотографиях, приведенных ниже.

1.3.1. Антаблемент – верхняя несомая (поддерживаемая) часть архитектурного ордера. Он состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав – нижняя часть антаблемента, его основная несущая часть. Он состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

Фриз – среднее членение антаблемента, которое представляет собой широкий пояс, на котором, как правило, размещаются декоративные панно, рельефные или горельефные изображения.

Карниз – верхняя часть антаблемента. Во всех ордерах он имеет три части: поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Свешивающаяся часть карниза имеет слезниковый камень или слезник , на нижней поверхности которого имеется особая выемка («съемцы»), служащая для отвода дождевой воды от здания.

1.3.2. Колонна – несущий элемент ордера (или средняя его часть) также имеет три основные составляющие: база колонны, фуст (или ствол, стержень) и капитель.

База колонны (греч. подножие ) – нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола. База имеет три части – полочка, тор (или вал) и плинт. Плинт представляет собой квадратную в плане плиту, а тор – круглую, с закругленными концами.

Фуст колонны представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху (с 1/3 части высоты колонны). Это утонение колонны, идущее по слабо выпуклой кривой, называется энтазисом . Во всех канонических ордерах, кроме тосканского, фуст обрабатывается вертикальными, криволинейными в горизонтальном сечении углублениями, которые называются каннелюрами .

Капитель колонны (лат. Голова ) завершает фуст. Она служит переходным элементом от ствола (вертикальной опоры) к антаблементу (горизонтальной несомой части).

Верхняя часть капители – абак или абака (греч. доска ) – квадратная плита, непосредственно распределяющая нагрузку балок на колонны. Под нею расположена круглая в плане часть в виде четвертного вала (см. раздел 1.4. Архитектурные обломы), которая носит нетривиальное название – эхин (греч. ёж ). Под эхином помещается шейка , представляющая, в сущности, продолжение стержня колонны, но отделенная от нее небольшим профилем.

1.3.3. Пьедестал – поддерживающий элемент ордера (или нижняя его часть) состоит из 3 частей: цоколя , стула и карниза пьедестала. Цоколь иногда называют базой или плинтом пьедестала.

Все составные части и элементы архитектурного ордера приведены на рис. 8.

Рис. 8. Структура и составные части ордера

ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ

Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля . У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости . Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.

На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.

Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

Тосканский ордер

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» .

Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).

Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)

На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.

В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.

Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)

Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)

Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Таблица 2

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. Антаблемент
1.1. Карниз антаблемента
Четвертной вал 27,5-23,5
Валик
Полочка 0,5 23,5
Выкружка 23,5-22,5
Слезник 22,5
Полочка 0,5
Каблук 13,75–9,75
1.2. Фриз 9,5
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Выкружка 11,5–9,5
Пояс 9,5
2. Колонна
2.1. Капитель
Полочка 14,5
Выкружка 14,5–13,5
Абака (слезник) 13,5
Четвертной вал (эхин) 13,25–10,5
Полочка 10,5
Шейка 9,5
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка 0,5 10,5
Выкружка 10,5–9,5
Стержень 9,5–12
Выкружка 1,5 12-13,5
2.3. База колонны
Полочка 13,5
Вал 16,5
Плинт 16,5
3. Пьедестал
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 20,5
Каблук 20–17
3.2. Стул
Стул 16,5
Выкружка 16,5–18,5
3.3. База пьедестала
Полочка 18,5
Плинт (цоколь) 20,5

Неполный ордер 210 –

Полный ордер266 –

Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)

– классический пример этрусского ордера

Дорический ордер

Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» (рис. 20).

Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)

Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».

В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.

Таблица 3

Таблица 4

Дорический зубчатый ордер

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента
Полочка
Выкружка 34–31
Полочка 0,5 30,5
Каблучок 1,5 30–29
Слезник 28,5
Полочка 0,5 15,5
Зубчики
Полочка 0,5
Каблучок 12,5–11,5
Капитель триглифа
1.2. Триглиф 10(+0,5)
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Регула 0,5
Капельки (уты) 1,5 11–10,5
Пояс 8(10-2)
2.1. Капитель
Полочка 0,5 15,5
Каблук 15,25–14,25
Абака 2,5
Четвертной вал 2,5 13,75–11,5
Верхняя полочка 0,5 11,5
Средняя полочка 0,5
Нижняя полочка 0,5 10,5
Выкружка 0,5 10,5–10
Шейка 3,5

Вся иллюстративная часть по зубчатому дорическому ордеру приведена на рис. 28–31. Здесь можно познакомиться с антаблементом и верхней частью колонны этой разновидности ордера, а на рис. 32 – с основными разновидностями зубчиков, встречающимися в дорическом, ионическом и коринфском ордерах.

Рис. 28. Антаблемент и капитель зубчатого дорического ордера из трактата Виньолы (лист XIII)

Рис. 29. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

Рис. 30. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель)

Рис. 31. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, плафон)

Рис. 32. Зубчики (дентикулы): а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер

Ионический ордер

Первая разновидность сложного ордера. О его происхождении Витрувий в своей книге «Об архитектуре» пишет следующее: «Впоследствии они (греки) построили в честь Дианы храм нового ордера; при этом, изыскивая его внешнее отличие, они путем таких же заимствований (от человека) придали ему грациозность женщины: прежде всего толщину колонны они сделали в восьмую часть её высоты, чтобы она была на вид более высокой. В основание колонны они положили вместо подошвы (подножия) базис; на капители они приделали с правой и с левой стороны завитки, свисающие, как на прическе завитые кудри; лицевую сторону они украсили расположенными наподобие волн волнообразным резным украшением (киматием) и свисающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на столах (одеяниях), носимых женщинами. Таким образом, они изобрели два различных типа колонны: одну – по виду похожую на обнаженного мужчину, другую – по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину…» .

Автор ионического ордера известен. Это зодчий Херсифрон, создатель третьего «чуда света» – храма Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э.). Греки провозгласили этот храм «началом рождения нового (ионического) стиля» (рис. 33, рис. 34).

Рис. 33. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Реконструкция

У Виньолы этот ордер стал более утонченным по сравнению со своим античным прототипом. Диаметр колонны составляет 1/9 её высоты.

В таблице 5 приведены основные размеры профилей ионического ордера (их высота и выступы от оси колонны).

С иллюстрациями по ионическому ордеру можно ознакомиться на рис. 35–37 (антаблемент, капитель) и на рис.38–40 (база колонны, пьедестал ионического ордера).

Рис. 34. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Фрагменты

Ионический ордер Таблица 5

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента 31,5
Полочка 1,5
Гусёк 46–41
Полочка 0,5
Каблучок 40,5–39
Слезник 38,5
Четвертной вал 28,5–24,5
Валик
Полочка 0,5 24,5
Зубчики
Полочка
Каблучок 19,5–15,5
1.2. Фриз (зоофор)
1.3. Архитрав 22,5
Полочка 1,5
Каблук 19–17
Верхняя полоса 7,5 16,5
Средняя полоса 15,75
Нижняя полоса 4,5
2. КОЛОННА
2.1. Капитель
Полочка
Каблук 19,5–17,75
Полочка 17,5
Канал волюты
Четвертной вал 22–17
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка
Верхняя выкружка 17–15
Стержень 15–19,33–18
Нижняя выкружка 1,5 18–20
Полочка 1,5
2.3. База колонны
Вал
Полочка 0,25 20,5
Скоция 20,5–22
Полочка 0,25 22,5
Валик
Валик
Полочка 0,25 22,5
Скоция 22,5–24
Полочка 0,25 24,5
Плинт
3. ПЬЕДЕСТАЛ
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 0,66
Каблучок 1,33 34,5–33,5
Слезник
Четвертной вал 29,5–26,75
Валик 27,5
3.2. Стул пьедестала
Полочка 26,5
Выкружка 1,25 26–25
Стул 84,75
Выкружка 25–26
Полочка 26,5
3.3. Стул пьедестала
Валик 1,33 27,5
Гусёк обратный 27–32,5
Полочка 0,66 32,5
Плинт

Неполный ордер 405 –

Полный ордер 513 –

Рис. 35. Антаблемент и капитель ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Рис. 36. Ионический ордер (антаблемент, капитель)

Рис. 37. Ионический ордер (фрагменты антаблемента и плафона)

Рис. 38. База колонны и пьедестал ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Рис. 39. База колонны, пьедестал ионического ордера

Рис. 40. База колонны, пьедестал ионического ордера

Коринфский ордер

Наиболее сложный, стройный и легкий из ордеров по пропорциям.

О его происхождении легенда гласит следующее: «Третий ордер, так называемый коринфский, создан в подражание девичьей грациозности, так как его более изящные, чем в других ордерах, украшения производят впечатление нежности девы, обладающей, благодаря молодости лет, грациозными членами…. А создание этой капители, как рассказывают, произошло вот при каких обстоятельствах. Одна коринфская гражданка, девица, уже вполне достигшая брачного возраста, тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину те безделушки, которые доставляли удовольствие этой девице при жизни, отнесла к памятнику, положила их на верху его и, чтобы эти вещицы оставались как можно дольше под открытым небом, покрыла их крышкой. Эта корзина случайно была поставлена над корнем аканфа (аканта). К весне находящийся посередине корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил листья и стебельки, а стебельки, растя по бокам корзины, придавленные на углах крышки силой ее тяжести, волей-неволей должны были делать по краям изгибы и завитки. Как-то проходил мимо этого памятника Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своей работы по мрамору «искусником». Он заметил эту корзину и вокруг нее нежные, молоденькие листья; умиленный особенностью и новизной этой формы, он по этому образцу сделал колонны у коринфян и в сооружении зданий установил пропорции коринфского ордера…» .

Впервые коринфская колонна была применена в храме Аполлона в Бассах (область Фегалия, Пелопоннес – ок. 430 г. до н.э., зодчий Иктин) (рис. 44, рис. 45).

Рис. 44. Святилище храма Аполлона в Бассах (зодчий Иктин, 430 г. до н.э.). Современное состояние

Дальнейшее развитие этот ордер получил в архитектуре Древней Греции переходного и эллинистического периодов, в зодчестве Древнего Рима (рис. 46-47).